Температурные датчики на бмв

Учить язык

Кислородный монитор с датчиком оксида циркония

Кислородный датчик (или лямбда-датчик, где лямбда относится к соотношению эквивалентности воздуха и топлива, обычно обозначаемому λ)–это электронное устройство. Которое измеряет долю кислорода (O2 ) в анализируемом газе или жидкости.

Он был разработан компанией Robert Bosch GmbH в конце 1960-х годов под руководством доктора Гюнтера Баумана. Оригинальный чувствительный элемент изготовлен из циркониевой керамики в форме наперстка, покрытой как с выхлопной. Так и с опорной сторон тонким слоем платины и поставляется как в нагретой. Так и в неотапливаемой форме.

Планарный датчик появился на рынке в 1990 году и значительно уменьшил массу керамического чувствительного элемента. А также включил нагреватель в керамическую структуру.[1] это привело к тому. Что датчик начал работать раньше и реагировал быстрее.

Наиболее распространенным применением является измерение концентрации кислорода в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания в автомобилях и других транспортных средствах с целью расчета и. При необходимости. Динамической регулировки соотношения воздух-топливо таким образом. Чтобы каталитические нейтрализаторы могли работать оптимально. А также определения того. Работает ли преобразователь должным образом или нет.

Водолазы также используют аналогичное устройство для измерения парциального давления кислорода в своем дыхательном газе.

Ученые используют кислородные датчики для измерения дыхания или выработки кислорода и используют другой подход. Датчики кислорода используются в кислородных анализаторах. Которые находят широкое применение в медицинских приложениях. Таких как мониторы анестезии, респираторы и концентраторы кислорода so.

Кислородные датчики также используются в системах противопожарной защиты гипоксического воздуха

для непрерывного контроля концентрации кислорода внутри защищаемых объемов.

Существует много различных способов измерения кислорода. К ним относятся такие технологии . Как циркониевые, электрохимические (также известные как гальванические), инфракрасные, ультразвуковые, парамагнитные и совсем недавно лазерные методы.

Автомобильные приложения

Трехпроводный кислородный датчик. Пригодный для использования в автомобиле Volvo 240 или аналогичном автомобиле

Автомобильные кислородные датчики. В просторечии известные как датчики O2 (электронный контроль впрыска топлива

и выбросов. Они помогают в режиме реального времени определить. Является ли соотношение воздуха и топлива в двигателе внутреннего сгорания богатым или бедным. Поскольку датчики кислорода расположены в потоке выхлопных газов. Они не измеряют непосредственно воздух или топливо. Поступающее в двигатель. Но когда информация от датчиков кислорода связана с информацией из других источников. Она может быть использована для косвенного определения соотношения воздух–топливо. Замкнутый контур управляемый обратной связью впрыск топлива изменяет выход топливной форсунки в соответствии с данными датчика в реальном времени. А не работает с заранее заданной (разомкнутой) картой топлива.

В дополнение к тому. Что электронный впрыск топлива позволяет эффективно работать. Этот метод контроля выбросов может уменьшить количество как несгоревшего топлива. Так и оксидов азота. Поступающих в атмосферу. Несгоревшее топливо является загрязнением в виде переносимых воздухом углеводородов. В то время как оксиды азота (NOx газы) являются результатом температуры камеры сгорания. Превышающей 1300 Кельвинов, из-за избытка воздуха в топливной смеси. Следовательно. Способствуют смог и кислотные дожди. Volvo была первым производителем автомобилей. Который применил эту технологию в конце 1970-х годов. Наряду с трехходовым катализатором. Используемым в каталитическом нейтрализаторе.

Датчик фактически не измеряет концентрацию кислорода. А скорее разницу между количеством кислорода в выхлопных газах и количеством кислорода в воздухе. Богатая смесь вызывает потребность в кислороде. Это требование вызывает нарастание напряжения. Вызванного транспортировкой ионов кислорода через слой датчика. Постная смесь вызывает низкое напряжение. Так как в ней присутствует избыток кислорода.

Современные двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием используют кислородные датчики и каталитические нейтрализаторы для снижения

выбросов выхлопных газов. Информация о концентрации кислорода направляется в компьютер управления двигателем или блок управления двигателем (ЭБУ). Который регулирует количество впрыскиваемого в двигатель топлива для компенсации избытка воздуха или избытка топлива. ЭБУ пытается поддерживать в среднем определенное соотношение воздуха и топлива. Интерпретируя информацию. Полученную от кислородного датчика. Основная цель-компромисс между мощностью. Экономией топлива и выбросами вредных веществ. И в большинстве случаев достигается соотношением воздуха и топлива. Близким к

стехиометрический. Для двигателей с искровым зажиганием двигателей (например. Сжечь бензин или бензиновый, а не дизельный), три типа выбросов современных систем занимающихся. Являются: углеводороды (которые высвобождаются. Когда топливо не сгорает полностью, например. Когда пропуски зажигания или свечи). Угарный газ (который является следствием запущенного немного богатых) и нех (которые преобладают. Когда смесь постного). Выход из строя этих датчиков происходит либо в результате нормального старения. Использования этилированного топлива. Либо топлива. Загрязненного

силиконами или силикатами например. Это может привести к повреждению автомобильного каталитического нейтрализатора и дорогостоящему ремонту.

Подделка или изменение сигнала. Который датчик кислорода посылает на компьютер двигателя. Может нанести ущерб контролю выбросов и даже повредить автомобиль. Когда двигатель находится в условиях низкой нагрузки (например. При очень мягком ускорении или поддержании постоянной скорости). Он работает в Это относится к контуру обратной связи между ЭБУ и датчиком(датчиками) кислорода. В котором ЭБУ регулирует количество топлива и ожидает увидеть результирующее изменение в реакции датчика кислорода.

Эта петля вынуждает двигатель работать как немного худой. Так и немного богатый на последовательных петлях. Поскольку он пытается поддерживать в среднем в основном стехиометрическое соотношение. Если модификации заставят двигатель работать умеренно экономно. То произойдет небольшое повышение топливной экономичности. Иногда за счет увеличения NOX выбросы. Значительно более высокие температуры выхлопных газов, а иногда и незначительное увеличение мощности. Что может быстро обернуться осечками и резкой потерей мощности. А также потенциальным повреждением двигателя и каталитического нейтрализатора (из-за осечек). При сверхнизких соотношениях воздух-топливо.

Если модификации заставят двигатель работать насыщенно. То произойдет небольшое увеличение мощности до точки (после чего двигатель начнет заливаться от слишком большого количества несгоревшего топлива). Но за счет снижения топливной экономичности и увеличения количества несгоревших углеводородов в выхлопе. Что вызовет перегрев каталитического нейтрализатора. Длительная работа при богатых смесях может привести к катастрофическому выходу из строя каталитического нейтрализатора (см.

ответныйогонь). ЭБУ также контролирует газораспределение двигателя искры вместе с шириной импульса топливной форсунки. Поэтому модификации. Которые изменяют двигатель для работы либо слишком скудным. Либо слишком богатым. Могут привести к неэффективному расходу топлива всякий раз. Когда топливо воспламеняется слишком рано или слишком поздно в цикле сгорания.

Когда двигатель внутреннего сгорания находится под высокой нагрузкой (например, широко открытая дроссельнаязаслонка). Выход датчика кислорода игнорируется. И ЭБУ автоматически обогащает смесь для защиты двигателя. Так как осечки под нагрузкой гораздо более вероятны для повреждения.

Это называется двигателем. Работающим в режимеЛюбые изменения в выходном сигнале датчика будут проигнорированы в этом состоянии. Во многих автомобилях (за исключением некоторых моделей с турбонаддувом) входы от расходомера воздуха они также игнорируются. Так как в противном случае могут снизить производительность двигателя из-за того. Что смесь слишком богата или слишком скудна. И увеличить риск повреждения двигателя из-за детонации, если смесь слишком скудна.

Функция лямбда-зонда

Лямбда-зонды обеспечивают обратную связь с ЭБУ.

Там, где это применимо, бензиновые. Пропановые и газовые двигатели оснащаются трехходовыми катализаторами в соответствии с законодательством о выбросах дорожных транспортных средств. Используя сигнал лямбда-датчика, ЭБУ может управлять двигателем с небольшим содержанием лямбда = 1, это идеальная рабочая смесь для эффективного использования трехходового катализатора.[2]Robert Bosch GmbH представила первый автомобильный лямбда-зонд в 1976 году,[3] и он впервые был использован Volvo и Saab в этом году. Датчики были введены в США примерно с 1979 года и были необходимы на всех моделях автомобилей во многих странах Европы в 1993 году.

Измеряя долю кислорода в оставшемся выхлопном газе. А также зная объем и температуру воздуха. Поступающего в цилиндры, ЭБУ может использовать поисковые таблицы для определения количества топлива. Необходимого для сжигания при стехиометрическом соотношении (14,7:1 воздух:топливо по массе для бензина). Чтобы обеспечить полное сгорание.

Зонд

Чувствительный элемент представляет собой керамический цилиндр. Покрытый изнутри и снаружи пористыми платиновыми электродами; весь узел защищен металлической сеткой. Он работает путем измерения разницы в кислороде между выхлопным газом и внешним воздухом и генерирует напряжение или изменяет свое сопротивление в зависимости от разницы между ними.

Датчики эффективно работают только при нагревании примерно до 316 °C (600 °F), поэтому большинство новых лямбда-зондов имеют нагревательные элементы. Заключенные в керамику. Которые быстро доводят керамический наконечник до температуры. Более старые зонды. Без нагревательных элементов. В конечном счете нагревались бы выхлопными газами. Но существует временной интервал между запуском двигателя и тем. Когда компоненты в выхлопной системе приходят к тепловому равновесию.

Продолжительность времени. Необходимого для того. Чтобы выхлопные газы привели зонд к температуре. Зависит от температуры окружающего воздуха и геометрии выхлопной системы. Без нагревателя процесс может занять несколько минут. Существуют проблемы загрязнения. Которые связаны с этим медленным процессом запуска. Включая аналогичную проблему с рабочей температурой каталитического нейтрализатора.

Зонд обычно имеет четыре провода. Прикрепленные к нему: два для выхода лямбда-сигнала и два для питания нагревателя. Хотя некоторые автопроизводители используют металлический корпус в качестве заземления для сигнала сенсорного элемента. В результате чего получается три провода.

Ранее датчики без электрического нагрева имели один или два провода.

Работа зонда

Циркониевый датчик

Плоский циркониевый датчик (схематическое изображение)

Диоксид циркония, или цирконий. Лямбда-датчик основан на твердотельном электрохимическом топливном элементе. Называемом ячейкой Нернста. Его два электрода обеспечивают выходное напряжение. Соответствующее количеству кислорода в выхлопе относительно того. Что в атмосфере.

Выходное напряжение 0,2 в (200 мВ) постоянного тока представляет собой монооксида углерода (СО). Образующегося при сжигании воздуха и топлива, в

углекислыйгаз (СО2). Выходное напряжение 0,8 в (800 МВ) постоянного тока представляет собой Идеальная уставка это примерно 0,45 в (450 МВ) постоянного тока. Именно здесь количество воздуха и топлива находится в оптимальном соотношении. Которое составляет ~0,5% от стехиометрической точки. Так что выход выхлопных газов содержит минимальное количество окиси углерода.

Напряжение, создаваемое датчиком, нелинейно по отношению к концентрации кислорода. Датчик наиболее чувствителен вблизи стехиометрической точки (где λ = 1) и менее чувствителен. Когда он либо очень худой. Либо очень богатый.

ЭБУ — это система управления. Которая использует обратную связь от датчика для регулировки топливовоздушной смеси. Как и во всех системах управления, важна постоянная времени датчика; способность ЭБУ контролировать соотношение топлива и воздуха зависит от времени отклика датчика. Стареющий или загрязненный датчик. Как правило. Имеет более медленное время отклика. Что может ухудшить производительность системы. Чем короче период времени. Тем выше так называемый [4] и тем более отзывчива система.

Датчик имеет прочную конструкцию из нержавеющей стали внутри и снаружи.

Благодаря этому датчик обладает высокой коррозионной стойкостью. Что позволяет эффективно использовать его в агрессивных средах с высокой температурой/давлением.

Циркониевый датчик относится к

Широкополосный циркониевый датчик

Плоский широкополосный циркониевый датчик (схематическое изображение)

Вариация циркониевого датчика. Названнаягоду [5] и широко использовалась для систем управления автомобильными двигателями. Чтобы удовлетворить постоянно растущие требования к лучшей экономии топлива. Снижению выбросов и улучшению производительности двигателя одновременно.

[6] он основан на плоском элементе циркония. Но также включает в себя электрохимический газовый насос. Электронная схема. Содержащая обратную связь контур управляет током газового насоса. Чтобы поддерживать выход электрохимической ячейки постоянным. Так что ток насоса непосредственно указывает на содержание кислорода в выхлопных газах. Этот датчик устраняет скудный цикл. Присущий узкополосным датчикам. Позволяя блоку управления гораздо быстрее регулировать подачу топлива и время зажигания двигателя. В автомобильной промышленности этот датчик также называют uego (universal exhaust-gas oxygen) sensor.

Датчики UEGO также широко используются на вторичном рынке dyno тюнинг и высокоэффективное оборудование для отображения воздушного топлива водителя. Широкополосный циркониевый датчик используется в стратифицированных системах впрыска топлива и теперь может также использоваться в дизельных двигателях для удовлетворения предстоящих ограничений выбросов EURO и ULEV.

Широкополосные датчики имеют три элемента:

  1. ионный кислородный насос,
  2. узкополосный циркониевый датчик,
  3. нагревательный элемент.

Схема подключения широкополосного датчика обычно имеет шесть проводов:

  1. резистивный нагревательный элемент,

  2. резистивный нагревательный элемент,
  3. датчик,
  4. насос,
  5. калибровочный резистор,
  6. Обычный.

Датчик Titania

Менее распространенный тип узкополосного лямбда-датчика имеет керамический элемент из титана (диоксид титана). Этот тип не генерирует собственного напряжения. Но изменяет свое электрическое сопротивление в ответ на концентрацию кислорода. Сопротивление Титании зависит от парциального давления кислорода и температуры. Поэтому некоторые датчики используются с датчиком температуры газа для компенсации изменения сопротивления из-за температуры. Величина сопротивления при любой температуре составляет около 1/1000 изменения концентрации кислорода.

К счастью, при λ = 1 происходит большое изменение кислорода. Поэтому изменение сопротивления обычно составляет 1000 раз между богатым и худым. В зависимости от температуры.

Поскольку Титания представляет собой полупроводник N-типа со структурой TiO2-x, дефекты x в кристаллической решетке проводят заряд. Таким образом. Для богатых топливом выхлопов (более низкая концентрация кислорода) сопротивление низкое. А для бедных топливом выхлопов (более высокая концентрация кислорода) сопротивление высокое. Блок управления питает датчик небольшим электрическим током и измеряет результирующее

падение напряжения на датчике. Которое колеблется от почти 0 вольт до примерно 5 вольт. Как и датчик циркония. Этот тип является нелинейным. Таким что он иногда упрощенно описывается как двоичный индикатор. Считывающий либо Датчики Titania более дороги чем датчики zirconia. Но они также отвечают более быстро.

В автомобильных применениях датчик titania, не похож на датчик zirconia, не требует. Что эталонный образец атмосферического воздуха работает правильно. Это делает агрегат датчика более легким конструировать против загрязнения воды.

В то время как большинство автомобильных датчиков являются погружными. Датчики на основе циркония требуют очень небольшой подачи эталонного воздуха из атмосферы. В теории, проводка провода датчика и соединитель загерметизированы. Предполагается, что воздух. Который просачивается через жгут проводов к датчику. Поступает из открытой точки жгута проводов-обычно это ЭБУ. Который расположен в замкнутом пространстве. Таком как багажник или салон автомобиля.

Расположение зонда в системе

Зонд обычно вкручивается в резьбовое отверстие в выхлопной системе. Расположенное после ответвления коллектора выхлопной системы комбайна и перед каталитическим нейтрализатором.

Новые транспортные средства должны иметь датчик до и после катализатора выхлопа. Чтобы соответствовать американским правилам, требующим. Чтобы все компоненты выбросов контролировались на предмет отказа. Сигналы до и после катализатора контролируются для определения эффективности катализатора. И если преобразователь работает не так. Как ожидалось. Пользователю сообщается предупреждение с помощью бортовой диагностики системы, например. Путем освещения индикатора на приборной панели автомобиля. Кроме того, некоторые каталитические системы требуют коротких циклов скудного (кислородсодержащего) газа для загрузки катализатора и способствуют дополнительному окислительному восстановлению нежелательных компонентов выхлопных газов.

Сенсорное наблюдение

Соотношение воздух-топливо и. Естественно. Состояние датчика можно контролировать с помощью измерителя соотношения воздух–топливо, который отображает выходное напряжение датчика.

Отказы датчиков

Обычно срок службы неотапливаемого датчика составляет от 30 000 до 50 000 миль (от 50 000 до 80 000 км). Срок службы датчика с подогревом обычно составляет 100 000 миль (160 000 км). Отказ неотапливаемого датчика обычно вызван накоплением сажи на керамическом элементе. Что удлиняет время его срабатывания и может привести к полной потере способности воспринимать кислород. Для нагретых датчиков нормальные отложения сжигаются во время работы. А отказ происходит из-за истощения катализатора. Зонд после этого клонит сообщить сухопарую смесь. ECU обогащает смесь. Вытыхание получает богатые люди с окисью углерода и углеродами. И экономия топлива ухудшает.

Этилированный бензин загрязняет кислородные датчики и каталитические нейтрализаторы. Большинство кислородных датчиков рассчитаны на определенный срок службы в присутствии этилированного бензина. Но срок службы датчиков будет сокращен до 15 000 миль (24 000 км). В зависимости от концентрации свинца. Поврежденные свинцом датчики обычно имеют обесцвеченные кончики. Слегка ржавые.

Другой распространенной причиной преждевременного выхода из строя лямбда-зондов является загрязнение топлива силиконами (используемыми в некоторых уплотнениях и смазках) или силикатами (используемыми в качестве ингибиторов коррозии в некоторых антифризах). В этом случае отложения на датчике окрашиваются между блестящим белым и зернистым светло-серым цветом.

Утечка масла в двигатель может покрыть наконечник зонда маслянистым черным налетом с соответствующей потерей отклика.

Чрезмерно богатая смесь вызывает накопление черного порошкообразного осадка на зонде. Это может быть вызвано отказом самого зонда или неполадкой в другом месте системы нормирования топлива.

Подача внешнего напряжения на циркониевые датчики. Например проверка их с помощью омметров некоторых типов, может привести к их повреждению.

Некоторые датчики имеют воздухозаборник к датчику в свинце. Поэтому загрязнение из свинца. Вызванное утечкой воды или масла. Может быть засосано в датчик и привести к выходу из строя.[7]

Симптомы неисправности кислородного датчика[8] включают в себя:

  • индикатор датчика на приборной панели указывает на проблему,
  • увеличенные выбросы выхлопных труб,
  • повышенный расход топлива,
  • колебания при ускорении,
  • сваливание,
  • грубый холостой ход.

Приложения для дайвинга

Кислородный анализатор дыхательных газовых смесей для дайвинга

Тип датчика кислорода. Используемого в большинстве подводных погружений, — это электрогальванический датчик кислорода, тип топливного элемента. Который иногда называют кислородным анализатором или измерителем ppO 2. Они используются для измерения концентрации кислорода в дыхательных газовых смесях. Таких как нитрокс и тримикс.[9] они также используются в механизмах контроля кислорода замкнутых ребризеров для поддержания парциального давления кислорода в безопасных пределах.[10] а также контролировать содержание кислорода в дыхательном газе при насыщении водолазных систем и подаваемого на поверхность смешанного газа. Этот тип датчика работает путем измерения напряжения. Генерируемого небольшим электрогальваническим топливным элементом.

Научные приложения

В исследованиях почвенного дыхания датчики кислорода могут использоваться в сочетании с датчиками углекислого газа. Чтобы помочь улучшить характеристику почвенного дыхания. Как правило. Датчики кислорода почвы используют гальванический элемент для получения потока тока. Пропорционального измеряемой концентрации кислорода. Эти датчики заглубляются на различную глубину. Чтобы контролировать истощение кислорода с течением времени. Которое затем используется для прогнозирования скорости дыхания почвы. Как правило. Эти почвенные датчики оснащены встроенным нагревателем для предотвращения образования конденсата на проницаемой мембране. Так как относительная влажность в почве может достигать 100%.[11]

В морской биологии или лимнологииизмерения кислорода обычно проводятся для измерения дыхания сообщества или организма. Но также используются для измерения первичной продукции водорослей. Традиционный способ измерения концентрации кислорода в пробе воды заключается в использовании методов влажной химии. Например метода титрования Винклера. Однако существуют коммерчески доступные кислородные датчики. Которые измеряют концентрацию кислорода в жидкостях с большой точностью. Существуют два типа датчиков кислорода: электроды (электрохимические датчики) и оптоды (оптические датчики).

Электроды

Измеритель растворенного кислорода для лабораторного использования

Электрод типа Кларка является наиболее часто используемым датчиком кислорода для измерения кислорода. Растворенного в жидкости. Основной принцип заключается в том. Что существует катод и анод, погруженные в электролит. Кислород поступает в датчик через проницаемую мембрану путем диффузии и уменьшается на катоде. Создавая измеримый электрический ток.

Существует линейная зависимость между концентрацией кислорода и электрическим током. С помощью двухточечной калибровки (0% и 100% насыщения воздуха) можно измерить содержание кислорода в образце.

Одним из недостатков этого подхода является то. Что кислород расходуется во время измерения со скоростью. Равной диффузии в датчике. Это означает. Что датчик необходимо перемешать. Чтобы получить правильное измерение и избежать застоя воды. С увеличением размера сенсора увеличивается потребление кислорода. А вместе с ним и чувствительность к перемешиванию. В больших датчиках также наблюдается дрейф сигнала с течением времени из-за расхода электролита. Однако датчики типа Кларка могут быть сделаны очень маленькими с размером наконечника 10 мкм. Потребление кислорода таким микросенсором настолько мало. Что он практически нечувствителен к перемешиванию и может использоваться в застойных средах. Таких как осадки или внутри растительной ткани.

Optodes

Кислородный оптод — это датчик. Основанный на оптическом измерении концентрации кислорода. К кончику оптического кабеля приклеена химическая пленка, и флуоресцентные свойства этой пленки зависят от концентрации кислорода. Флуоресценция достигает максимума. Когда отсутствует кислород. Когда появляется молекула О2, она сталкивается с пленкой. И это гасит фотолюминесценцию. В данной концентрации кислорода будет определенное количество молекул O2, сталкивающихся с пленкой в любой момент времени. И свойства флуоресценции будут стабильны.

Отношение сигнала (флуоресценции) к кислороду не линейно. И оптод наиболее чувствителен при низкой концентрации кислорода. То есть чувствительность уменьшается по мере увеличения концентрации кислорода. Следуя соотношению Штерна-Вольмера. Однако датчики оптода могут работать во всей области от 0% до 100% насыщения кислородом в воде. И калибровка производится так же. Как и с датчиком типа Кларка. Кислород не расходуется. Идовательно. Датчик нечувствителен к перемешиванию. Но сигнал стабилизируется быстрее. Если датчик перемешать после помещения в образец. Этот тип электродных датчиков может быть использован для мониторинга производства кислорода в реакциях расщепления воды на месте и в режиме реального времени. Платинированные электроды позволяют осуществлять мониторинг производства водорода в водорастворимом устройстве в режиме реального времени.

Плоские оптоды используются для определения пространственного распределения концентраций кислорода в платинированной фольге. Основанная на том же принципе. Что и оптодные зонды. Цифровая камера используется для захвата интенсивности флуоресценции в определенной области.

  1. ^
  2. ^ . Джонсон Мэтти.
  3. ^ Архивировано 2019-12-18 на машине Wayback.
  4. ^ свече зажигания 411, at sparkplugs.com.
  5. ^ Образец цитирования:Yamada, T., Hayakawa. N., Kami. Y. Kawai, T.,
  6. ^ архив 2014-04-21 в Wayback Machine, info by lambdapower.co.uk.
  7. ^ НГК: некоторые датчики
  8. ^ Miller. Tim (2019-04-11). . ОБД Планета. Проверено 2020-08-20.
  9. ^ Lang, M.A. (2001). Материалы семинара Дэна Нитрокса. Дарем, Северная Каролина: сеть оповещения дайверов. p. 197. Проверено 2009-03-20.
  10. ^ Гобл. Стив (2003). . Журнал Общества Подводной Медицины Южной Части ТихогоОкеана . 33 (2): 98–102. Архивирован с оригинала в 2009-08-08 годах. Проверено 2009-03-20.
  11. ^ Архивировано 2011-07-07 на машине Wayback.
показать
Акустика, звук, вибрация
Автомобильная промышленность, транспорт
Химический
Электрический, магнитный, радио
Окружающая среда, погода,
влажность
Поток, скорость жидкости
Ионизирующее излучение,
субатомные частицы
Навигационный прибор
Положение, угол,
смещение
Оптический, свет, визуализация
Давление
Сила, плотность, уровень
Тепло, тепло,
температура
Близость, присутствие
Сенсорная технология
Похожие

svg{width: 16px;}